Версия сайта для слабовидящих
Skip to main content

                 

Заикание


Заикание. Что это такое?

    В устной речи у заикающихся, прежде всего обращает на себя внимание нарушение ее

 

плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, с трудными произнесениями отдельных звуков, их сочетаний или просто затруднено начало произнесения фраз.

    У многих заикающихся обнаруживаются речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов.    

     Речевая активность у многих детей с заиканием снижена, общение с окружающими ограничивается, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции.

    У заикающихся детей наблюдается неправильное произношение звуков, неправильное употребление слов, построение фраз.

    В некоторых случаях недостатки устной речи у заикающихся детей отражаются в их письменной речи, в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения.

    Заиканиене только расстройство речевой функции, но и прежде всего это расстройство нервной системы, соматического здоровья, общей и речевой моторики при наличии психологических особенностей.

    Заикание часто пытаются замаскировать, избавиться от него и это приводит к стеснительности, вплоть до робости, стремлению к уединению, речебоязни, чувству угнетенности и постоянным переживания за свою речь. Иногда наоборотрасторможенность, показная разболтанность и резкость.

    Типичным симптомом заикания является речевая судорога. Речевые судороги при заикании различаются ро форме , месту и частоте.

    По форме судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение одинаковых речевых движений: та-та-та-та-тарелка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п…пила) и смешанными(одновременно клонические и тонические: п…пет-ту-тух)

    В зависимости от места возникновения речевые судороги при заикании отличаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

    Артикуляционныесудорога поражает мышцы языка, губ, или мягкого неба. Это происходит на смычных согласных, б-бабушка, бу-бу-бумага(судороги губ); д-дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г-гуси, й-йяблоко (судороги корня языка или мягкого неба)

    Голосовые судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки или плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а-арбуз, о-огурец) или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

    Дыхательные судороги в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух как бы задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом. Или наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на явно недостаточной выдохе.

    При заикании речевые судороги по месту возникновения бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые…

    У детей и взрослых заикание усиливается в зависимости от условий, окружающей среды, где им приходится общаться.

    Заикаются меньше в хорошо знакомой обстановке, заикаются больше – при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

Причины заикания

    Причины могут быть разные. Так, нарушение нервной деятельности

 

ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм.
Ребенок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при неблагоприятной наследственностиЗаикание возникает на почве нервной ослабленности, когда достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

    Заикание появляется в результате неправильного воспитанияСюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей, внезапные переходы от ласки к ругани, запугивающие наказанияТакие неправильные приемы воспитания служат постоянными психическими травмами и могут вызвать нарушение высшей нервной деятельности и как результатзаикание.

    Нередко срыв нервной деятельности происходит вследствие испугаОднако многие в детстве чего-то пугались: будь-то паровозный гудок, собака, петух, карнавальная маска, но однако, заикаются как мы видим далеко не все.

    Запинки в речи возникают от неосознанного подражания речи заикающихся родителей или сверстников. Запинки (не судороги) характерны для определенного периода речевого развития многих детей, в период развития фразовой речи (от 2-х до 5-ти лет). Запинки появляются как результат недостаточно сформированного речевого механизма ребенка

Предупреждение и устранение речевых запинок.

Взрослым нужно заботиться об упорядочении его поведения и развитии речи.

 

    В комплекс лечения заикания входит целый ряд различных мероприятий. 7 способов помочь заикающемуся ребёнку. Необходимо создать спокойную обстановку, в которой он был бы огражден от сильных раздражителей, от отрицательных эмоций.

    Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильная речь окружающих, поэтому основные требования заключаются в следующем: тон должен быть спокойным, ласковым, доброжелательным; не допускаются резкие окрики, не следует передразнивать его, торопить при ответах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить. Полезно подбадривать и похвалить стесняющегося своей речи ребенка.

    Твердый режим дня, обеспечивающий определенный ритм жизни ребенканепременное условие для нормализации у него высших отделов нервной системы. Заикающиеся дети быстро утомляются. Поэтому они особо нуждаются в периодическом отдыхе.

    Не менее важным для заикающегося ребенка является активный отдых. В режиме дня заикающегося ребенка должны найти свое место и закаливающие процедуры. Закаливание способствует его физическому развитию. Сюда относится ежедневное пребывание на свежем воздухе. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, различные спортивные развлечения успокаивают его нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение.

    Частью лечебной физкультуры для детей с заиканием является логопедическая ритмика. Это система двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением или согласованных с речью ребенка. Формы этих упражнений разнообразны: отстучать определенный такт, изменить темп, характер или просто направление движений в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламации, рассказывание стихотворений в сопровождении сопутствующих движений, танцы, речевые игры и т.п.

    Очень важно, чтобы в момент речи ребенок был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствуют усилению заикания.

    Важное значение для ребенка имеет занятие с логопедом. На этих занятиях у детей воспитываются навыки правильной, свободной речи. Это не значит, что ребенок должен говорить нараспев. Достаточно, если он говорит не спеша. Именно это чаще всего и не умеют заикающиеся дети.

    Стремясь в речи «проскочить» возникшую преграду, они пытаются говорить быстро. А быстрый темп способствует нарушению координации речевых движений, провоцирует речевые судороги.

    Очень важно, чтобы ребенок в момент речи был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствует усилению заикания.

    На логопедических занятиях по лечению заикания у ребенка воспитывается правильное речевое дыхание. Это важно для заикающихся детей так как дыхание у них в момент речи обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным. Хорошим упражнением на этих занятиях может служить рассказывание ребенком стихотворений с паузами для вдоха после каждой строчки.

    Важное значение имеет воспитание личности ребенка с заиканием. Необходимо предупредить у него возникновение болезненного отношения к своей речи (страха), перестроить путем разъяснительных бесед, организации повседневной жизни, внушить уверенность в своих силах, побудить желание активно работать над своей речью и поведением.

         Учитель-логопед: Козина Анна Александровна.

 

Наши достижения